Критерии выбора репетитора: как не ошибиться? - советы от реально хорошего репетитора!

В условиях повсеместного ухудшения успеваемости и практической интеграции ОГЭ и ЕГЭ, появилась многочисленная армия специалистов-репетиторов, помогающих подтянуть оценки и подготовиться к сдаче экзаменов. В Сети возникло большое количество online-площадок, на которых можно быстро и просто подобрать компетентного и опытного репетитора по любой дисциплине, исходя из критериев.
Так каким же образом из множества специалистов подобрать наилучшего, который сможет помочь достигнуть успеха? Какие моменты должны браться в расчет?
Я скептически отношусь к репетиторству
В учебных заведениях СССР репетиторы отсутствовали как таковые. Точнее, немногие преподаватели, возможно, и учили во внеурочное время на возмездной основе, но все это имело негласный и сугубо конфиденциальный характер. Все педагоги имели свои часы вспомогательных занятий, оплата которых производилась со стороны государства. По этой причине было принято считать, что репетиторы никому не нужны.
Как официальный феномен репетиторство берет свое начало с того момента, как были отмены эти вспомогательные часы. После этого отметилась кардинальная перестройка образовательных пособий и программ, в практику обучения начали повсеместно интегрироваться новые методологические подходы. Таким образом, образовательная система подверглась деструктивному влиянию, вследствие чего основная часть обучающихся лишилась возможности добиться успеха.
Тем не менее, у меня до последнего существовала вера и надежда на то, что грамотный педагог в силах привить устойчивые теоретические и прикладные компетенции каждому, чтобы родители не тратили свои заработанные честным и тяжелым трудом денежные средства на вспомогательные уроки. Работала я изо всех сил. Анализировала и находила различные методики, готовилась к занятиям с помощью дополнительных литературных источников. Найденное мною внедрялось в практику. Далее смотрела, что из этого выходило. Позже выяснилось, что вся моя работа оказалась напрасной.
Спустя некоторое время у меня появилось понимание того, что, вне зависимости от компетентности и талантов преподавателя, его усилий, существует большое количество экзогенных факторов, ввиду которых отсутствует возможность научить каждого отдельно взятого ребенка. В современной школьной среде в любом случае будут иметь место ученики, не способные полностью освоить общеобразовательную программу школы.
Персональный подход к каждому ребенку – это чудесный «инструмент», который ищут родители, обращаясь к профессиональным репетиторам. И он, как ни странно, приносит положительные результаты. Поэтому и я приняла решение опробовать себя в репетиторском амплуа, искренне испытывая радость от того, что оказываю помощь людям.
Преподавать в школе я перестала относительно недавно, т.к. осознала, что мои компетенции и познания здесь не ценятся. Их способны оценить лишь отдельные родители и ученики.
На данный момент я веду профессиональную деятельность на саму себя. Как преподаватель-«частник», планирую в перспективе создать собственный центр, в котором все дети смогут получать профессиональную поддержку, дабы добиться успеха не только в учебе, но и в реальной жизни.
Репетиторство – тяжелая и важная работа
Занявшись репетиторством, мне стало понятно, что данная деятельность – нелегкая работа. Ко всем отдельно взятым занятиям требуется доскональная подготовка. Дополнительно нужен творческий подход к организации и осуществлению процесса. Крайне трудно объединять роли школьного педагога и репетитора, еще труднее – исполнять обе функции качественно.
Коммуникация с учеником в режиме «1-на-1» кардинально отличается от того, как преподаватель общается с классом в школе. Здесь за педагогом закреплена обязанность не только организовать передачу познаний, но и добиться обратной связи со стороны подопечного. При репетиторстве не получится просто-напросто дать ребенку задание и потом провести его проверку. Требуется беспрерывное, эффективное и доверительное взаимодействие с обучающимся, грамотно и аккуратно содействуя ему в решении поставленных задач. Иначе нельзя достигнуть позитивных результатов, либо последние выйдут кратковременными.
Зачем и кто становится репетиторами?
Сегодня стать репетиторами решают многие. Как правило, чаще всего эту роль на себе примеряют вышедшие на пенсию преподаватели, студенты и молодые преподаватели. Есть также специалисты-воспитатели групп продленки (ГПД).
Причин может быть несколько.
Во-первых, репетиторство дает хороший финансовый доход. Особенно высокими заработками могут похвастаться преподаватели, подготавливающие к ЕГЭ и ОГЭ.
Во-вторых, работать репетитором легче, нежели школьным преподавателем, в том отношении, что отсутствует потребность в проверке тетрадей, организации работы воспитательной направленности, диктовке ФГОСов и пр.
В-третьих, сводится к минимуму ответственность. Даже когда успех так и не был достигнут, в любом случае можно найти объективные причины (лень, плохая память подопечного и пр.).
И боятся нужно преподавателей, которые мыслят именно так. Но как с ними не столкнуться? Есть ли какие-то критерии, позволяющие определить хорошего репетитора, нацеленного на решение проблемы ребенка?
Признаки хорошего репетитора
Выше уже было сказано о том, что на данный момент в Сети существует большое количество online-площадок для подбора репетиторов. На них почти все родители и пытаются найти репетиторов. Не имеет значения, самостоятельно ли вы займетесь поисками или доверите эту задачу менеджеру сервиса. Значение обладают такие признаки, которые можно увидеть в анкете:
Фотоснимок.
У вас есть навыки по считыванию человеческого характера с фотоснимка? Замечательно! Но нужно учитывать, что при загрузке фото репетитор будет подбирать изображение, которое его представляет в «наилучшем свете». Кроме того, по фотоснимку нельзя ничего сказать о профессионализме преподавателя (доска на фоне или кусок мела в руке – не считаются).
Возрастная категория.
Преподаватели, которые недавно сами закончили учебу, обладают большей степенью мобильности и могут похвастаться энергичностью. Однако, опыт приходит по мере накопления рабочего стажа. Попробуйте вспомнить себя в самом начале профессионального пути и сравните тот образ с нынешним – две абсолютно различных личности. Но все гораздо сложнее. Есть и молодые репетиторы, которые неустанно развиваются и самосовершенствуются. Как правило, более старшие преподаватели – ярые консерваторы, которые редко имеют готовность к переменам.
Образование и рабочий стаж.
Данные признаки на практике не позволяют объективно оценить опыт репетитора. Некоторые обладают 20-летним стажем работы на должности педагога, но не могут учить детей. Если перед вами стоит цель найти преподавателя по истории, узнайте, в течение какого периода он занимал должность именно преподавателя истории. Аналогичный подход требуется и к оценке образования, которое, конечно же, должно быть педагогического профиля. Все остальные моменты, такие как не высшее или высшее образование, категории и пр., лишь отдаленно касаются профессионализма истинного преподавателя.
Отзывы.
Данная оценка обладает субъективным характером, потому нежелательно, исходя из одних лишь отзывов, констатировать наличие/отсутствие профессионализма и компетентности у преподавателя. Так же перед выбором репетитора ориентироваться на рейтинги сравнения сервисов предоставления услуг репетиторства и подготовки.
Информация «О себе».
В содержании анкетных форм преподаватели дополнительно рассказывают о собственных достижениях, применяемых методах и др. По моему мнению, на данный раздел вообще не стоит обращать особого внимания, так как написанное здесь проверяется лишь при непосредственном взаимодействии с учителем.
Скрытые критерии
Объективное понимание профессионализма преподавателя появляется только при непосредственном контакте с ним на первом уроке. Именно тогда вам станут доступны признаки, о которых ничего не говорится в анкете.
-
Хороший репетитор сам предложит родителям, чтобы те хотя бы немного посидели на уроке. Под конец занятия обязательно оценивается уровень знаний подопечного и подбирается комплекс средств и способов разрешения намеченной задачи, в соответствии с заявленными требованиями.
-
Проследите за тем, как сам ученик реагирует на преподавателя при их взаимодействии. У вас появится понимание того, как грамотно педагог разъясняет задания, может ли быть с ребенком «на одной волне». Поинтересуйтесь у чада, есть ли у него желание продолжить работу с этим преподавателем. Полученные от ребенка ответы являются наиболее точной оценкой профессионального уровня учителя.
-
Выбрав преподавателя, не спешите расслабляться. Уже после первичных занятий должны отметиться позитивные достижения. В первую очередь, должно поменяться само восприятие дисциплины обучающимся, должна сформироваться уверенность. Отсутствие данных результатов в течение нескольких занятий – повод насторожиться.
-
Не нужно избегать личной беседы с репетитором после всех отдельно взятых занятий. Нужно, чтобы он давал определенные оценки, рекомендации, рассказывал о сути проблем, которые были разобраны в рамках того или иного уровня, о применяемых методиках. Профессионал не боится отвечать на такого рода вопросы, а, напротив, инициативно идет на контакт. Псевдопреподавателя такие просьбы родителей могут напугать.
Заключение
По приведенной выше информации можно сделать следующие выводы:
-
подобрать репетитора-профи можно на популярных online-сервисах, либо по так называемому «сарафанному радио» (по совету коллег и знакомых);
-
изучая анкету, нужно узнать, насколько оказываемые услуги соответствуют рабочему стажу и профилю кандидата;
-
уже на первых уроках можно судить о профессиональном уровне и компетенциях преподавателя. Родители обязательно должны присутствовать на них;
-
слишком длительное ожидание положительного эффекта от репетиторства – признак, который должен насторожить.